Министерство образования и науки Российской федерации

 

Министерство образования и науки Архангельской области

Управление образования Администрации муниципального образования «Северодвинск»

Федеральный институт развития образования

Федеральный портал "Российское образование"

Архангельский областной институт открытого образования

План лечебно-профилактических мероприятий

на 2018-2019 учебный год

Лечебно-профилактическая работа строится в ДОУ на основе анализа предыдущих годов, диагностических данных состояния здоровья детей, уровня их физического развития. Разработан план лечебно-профилактических мероприятий, имеющий следующие периоды:

 

Период

Мероприятия по оздоровлению

Подготовительный

(сентябрь-октябрь)

· криомассаж в течение года;

· натуропатия – дыхательная гимнастика

· траволечение – полоскание настоями трав № 10;

· массаж грудной клетки № 5;

· полоскание горла солевым раствором № 10;

· общеукрепляющий массаж в течение года;

Период повышенной заболеваемости:

· лекарственная терапия: полоскание морской солью;

· фитолечение: грудной сбор № 10;

· натуропатия: чесночные бусы, лимонно-чесночный настой по 1 десертной ложке ежедневно;

· самомассаж по Уманской;

· санитарно-эпидемиологический контроль: жёсткий режим проветривания, влажной уборки, кварцевание;

· общеукрепляющий массаж в течение года;

Период реабилитации и подготовки к распространению гриппа

(ноябрь – декабрь, февраль – март):

· адаптогены – шиповник, клюква;

· травяные чаи;

· общеукрепляющий массаж в течение года;

· лук, чеснок в первое блюдо

 

Период гриппа

(3 декада ноября - декабрь, 1 декада марта – 1 декада апреля)

· адаптогены – лимонно-чесночный настой;

· лекарственная терапия (оксолиновая мазь);

· натуропатия – дыхательная гимнастика, массаж по Уманской;

· фитолечение – травяные чаи № 10, витаминные чаи;

· общеукрепляющий массаж в течение года;

· жёсткий режим проветривания, влажной уборки, кварцевание

Период реабилитации

(2 декада апреля – 1 декада мая):

· витаминотерапия;

· натуропатия – дыхательная гимнастика;

· траволечение – полоскание настоями трав;

· общеукрепляющий массаж в течение года;

· поливитамины по 1 драже в течение месяца, сироп шиповника в третье блюдо.

 

Мероприятия

Тема

Ответственные

Сроки

Обеспечение условий для реализации плана по оздоровлению детей

 

1. Размещение информации для родителей по оздоровлению детей.

 

2. Проведение бесед, индивидуальные консультации для родителей по вопросам здоровья ребёнка.

 

3. Обсуждение вопросов физического развития, профилактики заболеваемости, оздоровления на родительских собраниях, общих собраниях трудового коллектива.

 

4. Осуществление контроля за качеством проведения оздоровительных мероприятий (криомассаж, полоскание зева после приёма пищи, утренняя и бодрящая гимнастика, физкультурные занятия).

 

5. Своевременное приобретение натуральных природных препаратов для повышения иммунитета (плоды шиповника, рябины, клюква, сборы трав, ламинарии, морская соль).

 

 

воспитатели

 

 

педагоги, медперсонал ГБУЗ АО «СГДКБ»

 

педагоги, администрация, медперсонал

 

 

 

заведующий,

ст.воспитатель,

медперсонал ГБУЗ АО «СГДКБ»

 

 

 

 

Заведующий, медсестра

 

в течение года

 

 

в течение года

 

 

 

регулярно 1 раз в квартал

 

 

 

 

регулярно не менее 1 раза в неделю

 

 

 

 

 

в течени

 

Анализ заболеваемости по МБДОУ № 66 "Беломорочка" за 2017 год

Анализ заболеваемости по МБДОУ №66 "Беломорочка" за 2016 год     

 

КАБИНЕТ ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ ДЕТЕЙ

Занятия с «меткой на стекле»

Ребенок (в назначенных ему очках для дали) становится 'у окна на расстоянии 30—35 см от оконного стекла. На этом стекле на уровне глаз прикрепляется круглая метка диаметром 3—5 мм. Вдали на линии взора, проходящей через эту метку, он намечает какой-либо предмет для фиксации, затем поочередно переводит взор то на метку на стекле, то на этот предмет.

Упражнения проводятся 2 раза в день в тече­ние 15—20 дней. Первые два дня продолжи­тельность каждого упражнения должна состав­лять 3 минуты, последующие два дня — 5 ми­нут и в остальные дни — 7 минут.

Занятие сочетается с закапыванием раствора мезатона (1 процент) в каждый глаз по одной капле на ночь через 2 дня на 3-й.

Северодвинская городская детская больница Городской центр здоровья

КОМПЛЕКС СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ БЛИЗОРУКОСТИ

(Методика профессора Э.С. Аветисова)

1. Исходное положение (и. п.) - сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть на 3-S сек. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует расслаблению мышц глаз и улучшению кровообращения в них.

2. И. п. - сидя. Быстро моргать по 15 сек., 3-4 серии. Улучшает кровообращение.

3. И. п. - стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек., поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек., опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

4. И. п. - стоя. Вытянуть вперед руку по средней линии лица. Смотреть на конец пальца и медленно приближать его, не сводя глаз до тех пор, пока палец начнет «двоиться». Повторить 6-8 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

5. И. п. - сидя. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 мин. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

6. И. п. - стоя. Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек., прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3-5 сек., убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек. Поставить палец левой руки по средней линии лица та расстоянии 25-30 см от глаз, смотреть обоими глазами на конец пальца 3-5 сек., прикрыть ладонью правой руки правый глаз на 3-5 сек., убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек. Повторить 5-6 раз. Упражнение укрепляет мышцы обоих глаз (бинокулярное зрение).

7. И. п. - стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной голове смотреть на палец. Медленно передвигать палец полусогнутой руки слева направо и при неподвижной голове следить за ним. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаза горизонтального действия и совершенствует их координацию.

8. И. п. - сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веки обоих глаз, спустя 1-2 сек., снять с век. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

С этими упражнениями должен быть знаком каждый школьник. Гимнастику для глаз рекомендуется выполнять ежедневно. Регулярное выполнение упражнений улучшает деятельность глазных мышц ■ усиливает кровообращение в тканях глаза, снимает напряжение.

Кабинет охраны зрения детской больниц

Глазная гимнастика для детей в стихах

Гимнастика снимает напряжение глаз. Ее можно делать как паузу и разгрузку в ходе детских занятий, требующих усидчивости и дающих нагрузку на зрение.

Упражнение 1.

- Всю неделю по порядку

Глазки делают зарядку.

- В понедельник как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна (снимает глазное напряжение).

Упражнение 2.

- Во вторник – «часики». Глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Упражнение 3.

- В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки (упражнение для снятия глазного напряжения)

Упражнение 4.

- По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

Упражнение 5.

- В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

Упражнение 6.

- Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

Упражнение 7.

- В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

- Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

 

 

КАК СОХРАНИТЬ ЗУБЫ ДЕТЕЙ ЗДОРОВЫМИ!

Чистка зубов детей или проблема обучения чистить зубы - то, с чем все родители сталкиваются в определенное время. При этом никто не будет отрицать, насколько важно привить эту привычку, которая поможет сохранить зубы ваших детей на долгие годы. 

Родители заботятся о чистоте зубов ребенка примерно до 8 лет. Обычно детям более  младшего возраста не хватает мануальных навыков для полноценной чистки. Но налет удалять необходимо, так как кариес поражает детские зубы быстрее, чем взрослые. 

Не нужно использовать большое количество зубной пасты, достаточно шарика размером с горошину, иначе обилие пены затруднит чистку. Приучите ребенка выплевывать зубную пасту. Постоянное проглатывание может привести к чрезмерному накоплению фтора в организме. Помните о том, что у ребенка должна быть отдельная детская зубная щетка с мягкой закругленной щетиной. 

Приучайте ребенка к чистке зубов аккуратно и постепенно. Сначала медленно проведите щеткой по зубам, давая почувствовать ее во рту, даже если вы толком ничего не чистите. Пусть ребенок знает, что чистить зубы - это не больно и не страшно. 

Всегда сначала дайте ребенку самому почистить свои зубы, а потом почистите их сами для достижения наилучшего результата. 

РАЗВЛЕКАЕМ.

Ищите всевозможные способы превратить чистку зубов в игру. Дайте ребенку понять, что это может быть развлечением, а не нудной обязанностью. 

Вот несколько способов, которые помогут вам сделать процедуру чистки зубов веселым и приятным занятием, а заодно привить полезную привычку: 

1. Дайте ребенку самому выбрать его личную щетку, пасту и даже стаканчик для полоскания или табуретку, с которой он сможет видеть в зеркало, как он чистит зубы. Сейчас в аптеках и магазинах предлагается большой выбор детских щеток разных форм и расцветок, например, с персонажами любимых мультфильмов. 

2. Если ваш ребенок любит, чтобы ему почитали сказку, рассказали историю или спели перед сном, делайте это только после того, как он умылся и почистил зубы. 

3. Вам надоело постоянно напоминать "убери игрушки", "заправь кровать", "почисти зубы"? Дети в возрасте до 8 лет уже могут многое запомнить и сделать, но не всегда. Нарисуйте специальную веселую табличку, где будут указано все, что нужно делать каждый день, включая чистку зубов утром и вечером. Пусть ребенок помечает, например, разноцветными звездочками то, что уже сделано. А иногда повышенная "забывчивость" - это всего лишь способ привлечь внимание родителей. 

4. Чистите свои зубы одновременно с ребенком. Это поможет ему увидеть, насколько это важно для вас и как это правильно делать. Имитация родителей - очень сильная мотивация для детей младше 7-8 лет. 

5. Вместе почистите зубы любимой кукле или мишке. Можно даже использовать искусственные или игрушечные зубы, на которых вы сможете наглядно показать, как правильно надо чистить зубы. 

Что бы вы ни делали, помните следующее. Во-первых, будьте готовы к тому, что вам еще долго придется напоминать своему сыну или дочери, как важно чистить зубы и что бывает, если этого не делать. Полезные привычки формируются долго, и ваша изобретательность и творческий подход помогут вам сгладить этот процесс и сделать его приятным для себя и ребенка. А наградой вам будут удивленные и восхищенные отклики детского стоматолога после очередного планового осмотра вашего зубастика. 

Заболевания глаз, их лечение. Восстановление нарушенных зрительных функций в условиях дошкольного учреждения

                                                                   Кирьянова Галина Петровна,

 

медсестра-ортоптистка МБДОУ №66

Глаз – очень важный и сложный орган. С его помощью человек воспринимает не только предметы окружающего мира, но и световую энергию, которая стимулирует работу разных отделов центральной нервной системы.

Развитие глаза человека начинается на второй неделе эмбриональной жизни из мозговой трубки, в которой появляются первичные глазные пузыри. В конце четвертой недели возникает хрусталик, вокруг него формируется сосудистая оболочка, затем постепенно склера, глазная камера, становится прозрачным стекловидное тело. Из кожных складок развиваются веки.

Глазное яблоко – это парное образование, расположенное в глазных впадинах черепа (орбитах). Глазное яблоко имеет не совсем правильную шаровидную форму. В течение жизни величина глазного яблока меняется. Глаз новорожденного весит 3гр, его передне - задний размер около 16 мм, а у взрослого – 24 мм, вес 7-8 граммов.

Глазное яблоко состоит из трех оболочек:

Наружная – включает в себя роговицу и склеру. Защищает глаз от внешних воздействий и сохраняет форму глаза.

Средняя (сосудистая) – состоит из трех отделов: радужки, цилиарного тела, и собственно сосудистой оболочки. Радужка определяет цвет глаз. В центре находится зрачок, регулирующий  силу светового потока (чем меньше света – тем шире зрачок). Цилиарное (ресничное) тело имеет вид кольца, от него отходят ресничные отростки, от них тянутся циниевы связки, поддерживающие хрусталик. Эти связки могут натягиваться и расслабляться. В результате этого натягивается и расслабляется капсула хрусталика, которая меняет его форму и преломляющую силу. От преломляющей силы хрусталика зависит способность глаза видеть вблизи и вдали (аккомодация – приспособление к ясному видению на разном расстоянии). Собственно сосудистая оболочка расположена между склерой и сетчаткой, кровоснабжает сетчатку.

Внутренняя оболочка – сетчатка. Здесь клетки образуют зрительный нерв. С помощью сетчатки осуществляется зрение.  Это тонкая прозрачная оболочка, соединяющаяся с другими оболочками только в двух местах – у края ресничного тела и вокруг диска зрительного нерва (место выхода зрительного нерва из сетчатки). На всем остальном протяжении держится за счет давления стекловидного тела и давления внутриглазной жидкости. При уменьшении давления и жидкости сетчатка может легко отслоиться. Снаружи от диска зрительного нерва имеется желтое пятно и центральная ямка. Этот участок сетчатки является областью наилучшего зрительного восприятия и определяет остроту зрения, а все остальные участки - поле зрения. Поэтому очень важно развить область желтого пятна в раннем возрасте. Эти оболочки окружают внутренние полости (камеры глаза), заполненные прозрачной водянистой влагой (внутриглазной жидкостью) и преломляющие среды (хрусталик и стекловидное тело). Они пропускают к сетчатке световые лучи и преломляют их. Нарушение оттока внутриглазной жидкости приводит к повышению внутриглазного давления и развитию глаукомы.

Одна из преломляющих сред, хрусталик - это внутриглазная линза, меняющая свою преломляющую силу в зависимости от напряжения капсулы. Хрусталик не имеет сосудов, нервов, в нем не развиваются воспалительные процессы. В хрусталике много белков, которые при патологических процессах теряют свою прозрачность. Помутнение хрусталика называется катарактой. У детей консистенция хрусталика мягкая, эластичная, с возрастом он становится плотным, это приводит к ухудшению зрения на близком расстоянии. Развивается пребиопия.

Стекловидное тело – светопроводящая среда, это вязкий гель, который поддерживает форму (тургор) глаза.

Веки - кожно-мышечные складки, несут две функции: пассивная – приоткрывание глаза, активная – полное смыкание век. Мигание способствует удалению инородных тел, а так же равномерному увлажнению поверхности глаза. Глаз омывается слезой, образующейся в слезной железе. В сутки вырабатывается один мл слезы, в котором содержится 99% воды, некоторое количество белка, около 1% солей, и особое вещество лизоцин – антибиотик животного происхождения. Установлено, что на сетчатку глаза все изображения попадают через оптические среды глаза, в которых происходит преломление. Преломление лучей в оптической системе называется рефракцией.

Виды рефракции: Эмметропия - это нормальная рефракция глаза. При такой рефракции параллельные лучи света, попадающие в глаз, после преломления фокусируются на сетчатке: человек четко видит вблизи и вдали.

Существуют клинические рефракции:

1) Гиперметропия (дальнозоркость) – это патология рефракции глаза,  при которой изображение предметов формируется за сетчаткой. Часто люди, страдающие дальнозоркостью, не предъявляют жалоб на ухудшение зрения, т.к. у них хорошо развита способность к аккомодации. При слабой степени дальнозоркости зрение вдаль и вблизи хорошее, но могут быть жалобы на быструю утомляемость, головную боль при значительных зрительных нагрузках. При средней степени дальнозоркости - зрение вдаль остается хорошим, а вблизи затруднено. При высокой гиперметропии – зрение плохое и вдаль, и вблизи, так как исчерпаны все возможности глаза фокусировать на сетчатке изображение даже далеко расположенных предметов.    

Для коррекции  гиперметропии  используются  положительные  (собирательные) линзы, которые помогают глазу преломлять световые лучи так, чтобы они собирались точно на сетчатке.

2) Миопия (близорукость) - это частая патология рефракции глаза, при которой изображение предметов формируется перед сетчаткой. Близорукие люди хорошо видят вблизи и с трудом вдали. При близорукости удаленные предметы кажутся расплывчатыми, смазанными, нерезкими.

Миопию корригируют с помощью рассеивающих (отрицательных) линз.

3) Астигматизм – вид аметропии, при котором световые лучи не могут сфокусироваться на сетчатке глаза. Это дефект зрения, связанный с нарушением формы хрусталика или роговицы; неправильно работающая мышца искривляет форму глаза, в результате чего человек теряет способность к чёткому видению.    

Для исправления простого астигматизма назначают стёкла

цилиндрические: при миопическом астигматизме - наименьшие, при гиперметропическом - наибольшие, дающие наилучшую остроту зрения.

В нашем МБДОУ функционируют пять групп для детей с нарушениями зрения. Основными диагнозами являются гиперметропия, миопия, астигматизм, косоглазие. Реже встречается нистагм – непроизвольное и частое движение глаз, вызванное судорогами глазных мышц.

Существует два вида косоглазия – содружественное и паралитическое. 

Содружественное  косоглазие характеризуется не только отклонением глаза от точки фиксации, но и нарушением бинокулярного зрения.

Различают следующие формы содружественного косоглазия:

- по направлению отклонения косящего глаза – сходящееся (встречается чаще) и расходящееся (встречается реже);

- по характеру отклонения – монолатеральное (косит один глаз) и альтернирующее (попеременно косят оба глаза);

- по способности исправления девиации с помощью очковой коррекции – аккомодационное (постоянное ношение очков полностью устраняет косоглазие и дополнительного лечения не требуется), частично-аккомодационное (очки уменьшают, но не устраняют косоглазие) и неаккомодационное (ношение очков не помогает, лечение включает в себя применение хирургических способов исправления девиации).

Паралитическое косоглазие встречается при параличе глазных мышц, наблюдается полная неподвижность глазных яблок. Паретическое косоглазие – при парезе мышц глаза наступает резкое ограничение подвижности глазного яблока.

Все дети рождаются с дальнозоркостью. Если у ребенка, в силу разных причин, имеется дальнозоркость свыше 3 диоптрий, ему приходится напрягать глаза, чтобы видеть предметы. Это напряжение и является одной из причин возникновения сходящегося косоглазия. Косящий глаз постепенно начинает хуже видеть, развивается амблиопия.

Амблиопия (синдром «тупого», «ленивого» глаза)  характеризуется бездействием, неучастием одного из глаз в процессе зрения; это снижение остроты зрения, не связанное с заболеванием глаз,  которое развивается из-за разницы в преломляющей способности оптических сред  правого  и  левого  глаза (анизометропия) , при дальнозоркости и близорукости.

При поступлении ребенка в наше МБДОУ проводится полное обследование состояния зрения: проверяем остроту зрения, определяем угол косоглазия, характер зрения.

Характер зрения может быть трех видов:

Бинокулярное зрение  -  способность одновременно чётко видеть изображение предмета обоими глазами.

Монокулярное зрение - восприятие объектов одним глазом, даже если открыты оба.

Одновременное зрение - зрение двумя глазами, но без слияния в один зрительный образ.

Характер зрения определяется при помощи специальных очков с цветными фильтрами (правый – красный, левый – зеленый). Важно знание ребенком цветов и умение считать до пяти.

Лечение в детском саду поэтапное:

1 этап - очковая коррекция и назначение окклюдоров (при правильно подобранной коррекции уменьшается угол косоглазия);

2 этап – плеоптика (аппаратное лечение), направлен на повышение остроты зрения. Цель этого этапа – «борьба» с амблиопией, переход монолатерального косоглазия в альтернирующее (это значит, что когда острота зрения повышается, начинают косить оба глаза попеременно, то есть оба стали участвовать в акте зрения).

3 этап – ортоптика  (включение бинокулярного зрения).

4 этап –хирургическое лечение (при необходимости).

Важным элементом является ношение очков и окклюдоров (выключение лучше видящего глаза из акта зрения), здесь мы  подключаем, помимо аппаратного лечения, манувизуальные тренировки в соответствии со зрительными режимами.

В своей работе мы используем 5 зрительных режимов:

I зрительный режим (0,08 – 0,09) –рекомендованы занятия с крупным строительным материалом, сюжетно-ролевые, малоподвижные игры, лепка, кольцеброс, игра с мячом;

II зрительный режим (0,15) – сортировка злаков (бобы, фасоль), мозаика крупная (1,5 см), перевод рисунка через кальку, обведение крупных фигур;

III зрительный режим (0,2-0,3) – мозаика (1 см), нанизывание бус через отверстия 0,8 -1 см, обведение геометрических фигур;

IVзрительный режим (0,4 и выше) – нанизывание бус d=0,5 см? шнуровка;

Vзрительный режим ( высокая острота зрения, дети без окклюдора) – упражнения вблизи противопоказаны.

Особенности работы с детьми, имеющими глазную патологию:

1)      Контроль за постоянным  ношением очков, окклюдоров, за их чистотой и правильным ношением.

2)      Обучение детей, как правильно снимать и складывать очки.

3)      Помощь ребенку в адаптации к обстановке в группе.

4)      Соблюдение индивидуальных рекомендаций для каждого ребенка (при сходящемся косоглазии – игры на уровне глаз и выше, игры для дали; при расходящемся косоглазии – игры и упражнения зрительной гимнастики только на уровне глаз и ниже).

5)      Соблюдение зрительных режимов.

6)      Контроль за ношением очков на музыкальных, физкультурных занятиях, на прогулке

7)      Просмотр телевизора не более 15 минут в день. Помещение должно быть освещено, так как разница между светящимся экраном и темнотой способствует быстрому зрительному утомлению.

 Электронная почта горячей линии Федерального агентства по делам национальностей monitoring@fadn.gov.ru

Городской круглосуточный телефон доверия Администрации Северодвинска по вопросам противодействия коррупции

58-00-39

Полезные ссылки

официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

http://www.mon.gov.ru

федеральный портал "Российское образование"

http://www.edu.ru

информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"

http://window.edu.ru

единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru

федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

http://fcior.edu.ru

 

Подача заявления на прием детей в 1-й класс в общеобразовательную организацию.

 

Подача заявления на прием, постановку на учет и зачисления детей в дошкольную образовательную организацию.